«Законопроект прошел первичное рассмотрение на заседании Комитета по охране здоровья. Было принято решение провести парламентские слушания 19 мая 2011 года и создать рабочую группу по работе над законопроектом.
В состав рабочей группы входят депутаты Государственной Думы, представители аппарата Правительства РФ, Государственно-правового управления Президента РФ, Минздравсоцразвития России, других министерств и ведомств, органов управления здравоохранением в субъектах РФ, видные ученые и специалисты, представители профсоюзов.
Целью сегодняшнего заседания явилось представление концепции законопроекта. В дальнейшем мы будем отрабатывать замечания и предложения по отдельным темам. За прошедший период с момента принятия Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан страна прошла путь реформирования местного самоуправления, административной реформы, «монетизации» льгот. Были приняты множественные новые законодательные акты, регулирующие жизнедеятельность всей страны: новые редакции Трудового кодекса, Налогового кодекса, Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, изменились организационно-правовые формы деятельности юридических лиц. С первого января этого года вступил в действие Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ», который в значительной степени изменил финансовые потоки в системе здравоохранения и компетенцию субъектов РФ в этой сфере. Руководством страны была поставлена задача и выделены средства на реальную модернизацию здравоохранения. Все эти преобразования в стране потребовали и изменений в правовом регулировании сферы охраны здоровья.
Депутаты Комитета Государственной Думы по охране здоровья ждали внесения Правительством нового, актуализированного законопроекта об охране здоровья граждан и своим участием на различных этапах его разработки старались ускорить внесение в Государственную Думу.
В законопроекте расширены принципы охраны здоровья граждан и раскрыто их содержание. На первое место поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий. Определены четкие критерии доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи. Закреплен принцип приоритета профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний.
Исключено закрепление вида медицинской помощи за уровнем государственного управления или местного самоуправления. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенные на органы местного самоуправления, закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Что касается органов местного самоуправления, то они наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом обязательным требованием остается обеспечение доступности медицинских услуг надлежащего качества для граждан вне зависимости от того, где они живут или работают.
Законопроект реально (в отличие от декларативной нормы в прежней редакции) создает механизмы реализации права граждан на выбор медицинской организации и врача. Фактически это продолжение правовых норм ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ».
Абсолютной законодательной новеллой является статья об обязанностях граждан в сфере охраны здоровья и закрепляет принцип ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью своих детей.
Впервые на законодательном уровне предлагается закрепить и раскрыть уже используемые понятия "порядок оказания медицинской помощи", "стандарт медицинской помощи" и "клинический протокол лечения". Крайне важно для правоприменительной практики, что теперь эти нормативные акты будут являться общеобязательными для всех систем здравоохранения, в т.ч. и для частного здравоохранения.
Положительно можно оценить также инициативу разработчиков по введению в текст законопроекта правовых норм по орфанным (редким) заболеваниям и паллиативной медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий.
Законопроектом урегулирует проблему правовой коллизии между законом «О трансплантации органов и/или тканей человека» и ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Особое место в тексте законопроекта занимают вопросы охраны здоровья матери и ребенка, семьи и репродуктивного здоровья, права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий.
Законодательной новеллой законопроекта является подход к оценке допуска к медицинской деятельности специалистов. Предлагается отказаться от сертификации специалистов и лицензирования деятельности и ввести аккредитацию специалистов на новой основе.
Предполагается введение процедуры определения соответствия к осуществлению медицинской деятельности определенного вида и профиля в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи послевузовского медицинского и фармацевтического образования.
Законопроект развивает нормы закона «Об обязательном медицинском страховании» и регламентирует структуру Программ государственных гарантий, предусматривает возможность утверждения программ сроком на 3 года.
Вводятся регламенты и критерии формирования территориальных программ государственных гарантий, предлагается вводить их в действие законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, разграничения порядков предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи в законопроект включена статья "Платные медицинские услуги", в которой конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг гражданам, а также платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных и транспортных услуг, дополнительно предоставляемых в процессе оказания медицинской помощи).
Платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, медицинскими организациями, участвующими в реализации указанных программ. Законопроект приводит четкий перечень услуг, которые не могут предоставляться за счет личных средств гражданина».