Новости IMEDA

Россия — привлекательный для инвестиций рынок, но не единственный

15 апреля, 2011 г.

15 апреля 2011

А. Третьякова: "Инновационные технологии не могут приобретаться ЛПУ только с позиций цены – в этом случае нашей медицине никогда не внедрить никаких современных технологий!"


15 апреля, испольнительный директор IMEDA, Александра Третьякова, дала интервью Медицинскому вестнику.

Александра Третьякова: "Россия — привлекательный для инвестиций рынок, но не единственный. Сегодня российский рынок медицинской техники и медицинских изделий составляет меньше 1% от мирового. На фоне старения населения, с одной стороны, и повышения требований к качеству жизни, а значит, и уровню медицинской помощи — с другой, с таким показателем трудно мириться".

О том, как создать в стране благоприятные условия для развития высокотехнологичных видов медицинской помощи, о перспективах сотрудничества зарубежных и отечественных производителей медтехники и медизделий в интервью редактору «МВ» Сергею Литвиненко (СЛ) рассказала исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA) Александра Третьякова (АТ).

СЛ: Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее положение дел на российском рынке медтехники и медизделий?

АТ: В сфере здравоохранения высокие медицинские технологии оказываются в фокусе внимания тогда, когда появляется четкое понимание, что нужно делать, а также есть необходимые ресурсы для реализации планов. У государства должны найтись средства на сопровождение высокотехнологичного продукта по всей цепочке его жизненного цикла – от закупок до сервисного обслуживания. В последние пару лет до России докатилась глобальная мировая тенденция – стремление людей жить долго, и не просто долго, а хорошо и комфортно, а значит, управлять своим здоровьем, а не лечить свои запущенные болезни. И высокие медицинские технологии являются в этом смысле ключевым фактором успеха. Стало понятно, что низкая модернизация и реформа здравоохранения не будут полноценными без концептуального пересмотра понимания того, что дают высокие медицинские технологии в деле обеспечения доступности современной медицинской помощи. В связи с этим естественным образом оживился интерес разработчиков, производителей и поставщиков медицинских изделий, руководители ЛПУ начали задумываться о том, что именно и для решения каких задач им необходимо. Российский рынок стал расти, хотя его объемы пока еще относительно невелики, по экспертным оценкам это всего около 120 млрд рублей в год (включая государственный и частный секторы).

СЛ: Каковы перспективы дальнейшего развития рынка и есть ли у государства концептуальное видение этих перспектив?

АТ: Сегодня у нас появился еще один ключевой элемент в понимании основных задач и потребности государства – стратегия развития отечественной медицинской промышленности. Ее ключевой элемент – передача глобальными разработчиками и производителями медицинский технологий компетенций российскому производителю. Это очевидный приоритет государства, учитывая низкий технологический уровень отечественной медицинской промышленности (что исторически обусловлено – в СССР медицинские изделия были по большей части побочным продуктом работы ВПК). В настоящий момент идет активный диалог всех участников рынка в отношении конкретных механизмов сотрудничества и партнерства в этом направлении.

СЛ: В чем вы видите интерес иностранных производителей в этом процессе?

АТ: Ключевым интересом для иностранных компаний является развитие всей системы здравоохранения в стране и обеспечение доступности современных медицинских технологий для всех граждан страны. Очевидно, что все участники процесса заинтересованы в четкой позиции государства в этом вопросе, прозрачности и стройности правовых механизмов регулирования рынка. Должны быть понятны принципы финансирования системы здравоохранения в целом, построения госзаказа, то есть основания для осуществления средне- и долгосрочных прогнозов развития рынка и его отдельных сегментов. Тогда зарубежные игроки будут рассматривать разные варианты расширения своего присутствия на рынке и парт нерских отношений с отечественными производителями. Сегодня в сфере государственного здравоохранения, его правового и финансового регулирования происходят очень значительные изменения, мы внимательно следим за ними и стараемся сопоставить потребности и условия, предлагаемые государством, с возможностями индустрии. К сожалению, в части регулирования рынка медицинских изделий существует правовой вакуум — нет закона о медицинских изделиях, не принят технический регламент о безопасности медицинских изделий, который долго готовился и обсуждался совместно с сообществом.

СЛ: И как же быть в этой ситуации?

АТ: На сегодняшний день правительством утверждена федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Активно обсуждается проект «Стратегия развития российской медицинской промышленности до 2020 года», подготовленный Минпромторгом РФ. Мы как ведущая отраслевая организация пытаемся донести мысль о том, что стратегические положения и задачи, которые в них прописаны, можно реализовывать, имея правовую стабильность и определенность правового поля. Только при таких условиях участникам рынка станет понятно, какие дальнейшие конкретные шаги, скажем, в виде инвестиций, можно будет предпринять каждому конкрет ному производителю. Определенные положительные изменения уже происходят. Например, готовятся и обсуждаются изменения в пресловутый ФЗ 94 (закон, регулирую щий проведение госзакупок. — Прим. ред.). Для производителей медизделий и медтехники это больной вопрос, так как сейчас специфика этой продукции никак не учитывается в формате зако на. Медицинские инновации не могут приобретаться ЛПУ только с позиций цены — в этом случае нашей медицине никогда не внедрить никаких современных технологий!

СЛ: Скажите, в части выстраивания системы правового регулирования что должно быть сделано прежде всего?

АТ: Я бы выделила здесь два момента. С одной стороны, есть опыт ведущих стран в регулировании этого сложного и специфического рынка, с другой — происходящие в нашей стране и регионе процессы. Основополагающим из них сегодня является деятельность по формированию Таможенного союза. Это очень сильно влияет на ситуацию на рынке, так как некоторое время назад в России было принято решение о том, что первоочередным приори тетом будет принятие у нас союзного технического регламента. Это вполне здравая мысль, но затруднений на этом пути исключительно много. Сейчас процесс разработки технического рег ламента «О безопасности медицинских изделий» приостановлен, так как все три страны столкнулись со сложностями в части согласования процедур допуска медицинских изделий на свои рынки.

Несмотря не то, что мы говорим о техническом регламенте, вопрос этот совсем не технический! Формат регламента определяет философию и идеологию развития рынка и взаимодействия всех его участников. В рамках прорабо тавшей около года комиссии «Россия- ЕС» по сближению и гармонизации в области технического регулирования российской стороной уже подготовлен проект технического регламента «О безопасности медицинских изделий». Его философия и принципы хорошо гармонизированы с таковыми в Евро союзе. Данный технический регламент подчеркивает требования к соблюдению отраслевых стандартов менеджмента качества и ответственность произво дителя за строгое их соблюдение. Все процессы, сопровождающие медицин ское изделие в течение его жизненного цикла, должны отвечать высоким отраслевым стандартам менеджмента качества. Только так можно обеспечить безопасность медицинских технологий и не тормозить при этом внедрение инноваций — будь то модификации существующих изделий или радикально новые технологии. Все производители, входящие в нашу ассоциацию, готовы взять на себя ответственность за свою продукцию на протяжении всего периода ее жизнен ного цикла при условии соблюдения всеми потребителями требований, уста новленных производителем к эксплуатации изделий.

Сопровождение продукта — это современный тренд. Ведь ответственность за качество предполагает и сервис, и обучение медицинского персонала работе с продуктом. Такой подход мотивирует производителя задавать высокие планки технологических стандартов производства: ему просто невыгодно делать некачественные, ненадежные изделия, ведь любой сбой в работе при бора влечет за собой финансовые и репутационные потери. В Европе, как только появляются претензии к качест ву какого-то изделия, его продажи при останавливаются на всей территории Евросоюза, для производителя это сов сем не шутка. А в России сложившаяся система допуска на рынок (экспертиза в рамках государственной регистрации) позволяет фактически концентрировать усилия в направлении контроля качест ва тех изделий (образцов), которые будут проходить регистрацию, а об остальных не заботиться вовсе.

Мы активно выступаем за принятие этого технического регламента, но он существенно изменит ситуацию на рынке, так как повлечет отмену сложной, дорогостоящей и при этом крайне малоэффективной процедуры экспер тизы изделий в рамках процедуры госу дарственной регистрации. Ключевой же станет система контроля качества производственного процесса. На наш взгляд, сохранение этой архаичной системы препятствует конкуренции, внедрению в России новых технологий, установлению высоких отраслевых международных требований к системе менеджмента качества в производстве медизделий, а также возможностям для российских предприятий быстро и эффективно выходить на международные рынки.

Предложенный проект технического регламента — это своеобразный стандарт GMP в нашей отрасли. Если в фармацевтике всем понятно, что без такого стандарта наша промышленность просто навсегда отстанет от мирового уровня, то в ситуации с медицинскими изделиями это осознание еще только формируется.

СЛ: И все-таки рынок существует. На нем есть какие-то наиболее перспективные привлекательные для работы сегменты?

АТ: Сегодня уровень конкуренции на российском рынке медизделий, степень его наполненности, развитости всем и для всех есть возможности развития и роста.

СЛ: Скажите, а технологический, научный потенциал отечественных компаний-производителей достаточен, по вашему мнению, чтобы перенять от зарубежных грандов те самые компетенции, о которых речь шла выше?

АТ: Сложно говорить за всех, но в силу того, о чем я уже говорила, — фактического отсутствия высокотех нологичного медпрома — российский производитель в массе вынужден был занять нишу более низкотехнологичной продукции. За исключением, может быть, нескольких компаний, которые смогли собраться с силами и выйти на мировой рынок. Поэтому в целом приходится констатировать тот факт, что отечественные производители обде лены и финансовыми, и кадровыми, и технологическими ресурсами. И это проблема системная, просто неоткуда было этому взяться. Можно говорить об отсутствии современной культуры производства, управления, продвиже ния, обслуживания своей продукции. А значит, существуют и расхождения в философии, в подходе к самому про цессу. В нашем медпроме отсутствует система управления контроля качест вом, и нынешняя система регистрации и допуска на рынок не подталкивает производителя к внедрению высоких технологических стандартов.

СЛ: Как вам видятся перспективы развития рынка, а значит, и обеспеченности населения России высокотехнологичной медицинской помощью в свете доста точно масштабного реформирования отрасли?

АТ: Для глобальных игроков, которые, по сути, являются источником знаний и технологий для российского рынка высокотехнологичного медицинского оборудования, важны две вещи: понят ные правила игры, т.е. возможность работы по четко прописанным пра вилам и стандартам, и ясная стратегия развития российского здравоохранения в целом. Чем быстрее государство про яснит эти положения и чем активнее будет вести диалог со всем отраслевым сообществом, тем больше будет энтузиазма со стороны производителей. Тем в большей степени они будут вовлечены в процессы выстраивания эффектив ной и технологичной системы оказания медицинской помощи в России, будут понимать перспективы дальнейшего развития для себя. Ведь не секрет, что наша страна в глазах крупных произ водителей конкурирует за инвестиции с такими странами, как Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, Турция. Россия—при влекательный для инвестиций рынок, но не единственный, и инвестиции и технологии надо привлекать в страну. А значит, нужен диалог с производителем, и в этом смысле можно говорить о види мых положительных сдвигах. К нашему мнению прислушиваются, к нашим предложениям проявляют интерес. Понятно, что все крупные игроки будут работать в России, но остается вопрос, в каком масштабе и с какой интенсивностью.



Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться