Новости отрасли
Москва наращивает объемы оказания ВМП. Департамент здравоохранения столицы рассказал о ситуации в цифрах
20 марта, 2014 г.Тема высокотехнологичной медицинской помощи уже несколько месяцев не выходит из-под пристального внимания прессы, и этому есть несколько причин.
Во-первых, постепенное погружения ВМП в систему финансирования через ОМС вызывает у всех участников системы здравоохранения беспокойство – а хватит ли денег, а останется ли качество на прежнем уровне? Во-вторых, указ Президента об увеличении объемов ВМП в полтора раза – как его выполнять? Сейчас появился еще один повод для вопросов – идет общественное обсуждение постановления Правительства РФ о запрете на допуск к госзакупкам отдельных видов медизделий иностранного производства (этот список довольно значителен, от шприцев до томографов).
На пресс-конференции в Правительстве Москвы, которая состоялась 18 марта руководство департамента здравоохранения столицы и представители двух ЛПУ, осуществляющих высокотехнологичную помощь, рассказали о ситуации, которая сложилась с ВМП в Москве. Если коротко, то у нас в столице все прекрасно – увеличено финансирование (оно состоит из бюджета города, федеральных ассигнований и средств ОМС), в планах увеличение количества пролеченных пациентов. Целевой бюджет города на оказание ВМП в этом году составит 2476 млн руб (в прошлом году он был 979 млн руб.), федеральных средств поступит 569 млн руб (в прошлом году 233 млн руб). В 2014 году планируется оказать высокотехнологичную помощь 100 000 человек.
Интересно, что на вопрос о том, насколько эта цифра покроет ожидания москвичей, их нужды, чиновник ответить не смог. «Лист ожидания – это не означает, что человеку не оказывается помощь, бывают случаи, когда мы готовим человека к операции в течение нескольких месяцев…» Вот что примерно мы услышали от Алексея Хрипуна, заместителя руководителя департамента города Москвы. Однако и от него и из пресс-релиза выяснилось много других интересных вещей. Оказывается скорая помощь доезжает до постели больного в Москве за 9, 5 минут, а ожидание планового приема терапевта длится 4 дня (этот показатель планируют сократить до трех дней). Ожидание приема специалиста сейчас, по мнению департамента здравоохранения, 10 дней, а в будущем сократится до 7 дней. Ожидание МРТ, КТ в плановом порядке – 30 дней, а будет 20 дней.
Есть много и других радостных показателей. Например, москвичи живут на 6 лет дольше остальных россиян (средняя продолжительность жизни в столице 76 лет). На 11 % снизилась общая смертность, на 34 % смертность от туберкулеза. Особенной гордостью московской медицины является снижение заболеваемости по таким классам, как осложнения беременности и родов, новообразования, инфекционные болезни.
Доклады представителей ЛПУ (присутствовали Людмила Будкевич, руководитель отделения термических поражений НИИ педиатрии и детской хирургии, завотделением термической травмы младшего возраста ДГКБ №9, д.м.н, профессор и Николай Загородний, главный специалист, травматолог-ортопед, руководитель Клиники эндопротезирования на базе ЦИТО им. Приорова, руководитель клиники травматологии и ортопедии ГКБ №31) были в основном о том, как далеко продвинула медицину высокотехнологическая ее часть. Они показывали презентации и рассказывали о новых, чудесных методах лечения страшных травм, в том числе детских. О том, как сокращается время лечения и реабилитации, о том, что операции теперь занимают намного меньше времени и сил и можно успеть больше, что результаты лечения намного лучше, когда врач использует новейшие изобретения производителей медизделий и медтехники.
Из интересных цифр, которые они приводили: детская смертность от ожогов (лечение не помогло) 20 лет назад была 23-25 детей в год, а сейчас 2-3 человека. И, как с гордостью констатировала доктор, «это не москвичи, а дети мигрантов». Интересное наблюдение также сделали специалисты ожогового центра в области географии своих пациентов. 68% детей поступают в ожоговый центр из ЮАО, ЮВАО и ВАО столицы, как раз «из мест скученного поселения мигрантов и гостей столицы».
Травматолог тоже отчитался об успехах в области энодопротезирования, и они радуют: в Москве в прошлом году было заменено 4,5 тысячи тазобедренных суставов, 1200 коленных. И это число будет непрерывно расти, заверил присутствующих Николай Загородний. Он же рассказал присутствующим, что в его профиле сейчас основной вектор развития – увеличение амбулаторного лечения и сокращения количества дней пребывания пациента в больнице. По его словам, в ближайшее время в каждом округе откроется 1-2 ортопедических кабинета, где часть операций будут проводить амбулаторно, в режиме дневного стационара.
Интересно, что, когда журналисты начали интересоваться у чиновника из департамента здравоохранения подробностями сокращения количества коек в московских больницах, тему быстренько свернули.
Конечно, очень интересно было узнать, что думают спикеры мероприятия по поводу грядущего ограничения участия иностранных производителей медизделий в госзакупках. Вот, что ответил Алексей Хрипун, замруководителя департамента здравоохранения города Москвы:
- Госзакупки не предполагают выбора производителя, мы составляем Техническое задание на требуемые медизделия и закупаем по тендеру. Я не слышал ни о каком ограничении и не испытываю по этому поводу никакого беспокойства. Возможно, поднимется отечественный товаропроизводитель. Это правильный, управляемый процесс.
Врачи согласно кивали. Однако в презентации, которую показывала Людмила Будкевич, был слайд, на котором были запечатлены все виды перевязочных средств, которые используют в центре, и из полусотни этих изделий, дай бог два отечественных.
Мария Комагорова.