Официальные заявления

Позиция Ассоциации по вопросу установления запрета на допуск медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, к государственным и муниципальным закупкам в Российской Федерации

20 марта, 2014 г.

В марте 2014 года на общественные слушания с участием всех заинтересованных сторон был размещен разработанный Министерством Промышленности и Торговли РФ проект Постановления Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск товаров (отдельных видов медицинских изделий), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации». 

Основными целями данного документа заявлены поддержка отечественной промышленности и привлечение в Россию зарубежных инвестиций. Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA, объединяющая ключевых участников рынка медицинских изделий и потенциальных инвесторов в области медицинских технологий, поддерживает заявленные цели Правительства РФ, однако, по мнению Ассоциации, строгие запретительные меры не только не смогут обеспечить их достижение, но и поставят под угрозу всю систему оказания медицинской помощи в стране.

Ассоциация IMEDA полагает, что принятие Постановления Правительства РФ в том виде, в каком оно размещено для общественных слушаний, несет значительные риски для всей системы здравоохранения России.

1. Проект Постановления Правительства РФ направлен на введение запретительных мер, результатом которых будет являться ограничение конкуренции на рынке государственных закупок продуктов, включенных в прилагаемый к проекту Перечень.  Предлагаемый к принятию документ приведет к тому, что участвовать в конкурсах на закупку для государственных нужд смогут лишь немногочисленные производители. Государственные заказчики в таком случае столкнутся с необходимостью формировать технические задания исходя не из реальных потребностей медицинского учреждения, а основываясь на технических и качественных показателях  допущенных к торгам производителей.

2. Документ призван поддержать российскую промышленность, однако, в его обосновании нет информации о соответствии данной инициативы задачам российского здравоохранения и необходимости обеспечения доступности эффективных и безопасных медицинских технологий и изделий для российских пациентов. К примеру, по мнению Ассоциации IMEDA, крайне опасной представляется возможность того, что в некоторых видах медицинских изделий, включённых в Перечень, существует лишь один или два российских товара. В этом случае потребители в системе здравоохранения могут оказаться в ситуации, когда в данном виде изделий отсутствует реальный выбор и здоровая конкуренция. Следствием этого станет снижение качества, повышение (в том числе необоснованное) цен, картельные договорённости монополистов рынка, снижение уровня сервиса и поддержки пользователей.

3. Принятие данного проекта Постановления Правительства безусловно произведёт значительный негативный эффект на потенциальных и уже действующих зарубежных инвесторов, которые будут вынуждены приостановить все проекты локализации, переноса технологий и открытия локальных производственных площадок в связи с высокими рисками невозврата инвестиций. Такой эффект распространится не только на компании, производящие включенные в Перечень медицинские изделия, но и на других участников рынка, так как никакие механизмы пересмотра, обновления, расширения Перечня не предусмотрены и вопрос его формирования является крайне непрозрачным.

4. Проектом Постановления Правительства РФ не определен переходный период и необходимые переходные положения для обеспечения защиты интересов добросовестных участников рынка, которые сформировали в России и за её пределами необходимые товарные запасы с учётом требований к маркировке и упаковке на русском языке. Таким образом, при принятии Постановления Правительства в том виде, в каком оно размещено для публичных обсуждений, подобные компании будут вынуждены понести колоссальные убытки.

5. Ассоциация IMEDA полагает, что экономическое обоснование проекта, а также меры и методы, предложенные в проекте Постановления Правительства РФ, приведут к обратному от заявленного в финансово-экономическом обосновании эффекту. В экономическом обосновании указано, что в случае принятия Постановления Правительства РФ вырастет налогооблагаемая база, однако, сегодня иностранные компании и их партнёры, поставляющие медицинские изделия на российский рынок, уже уплачивают те же самые налоги и платежи, а в дополнение к ним также оплачивают таможенные пошлины при ввозе медицинских изделий из-за рубежа.

Для увеличения налогооблагаемой базы необходимо значительное увеличение внутреннего рынка (однако Ассоциация IMEDA, напротив, ожидает его падение в среднесрочной перспективе в связи с окончанием региональных программ модернизации здравоохранения, а также переносом финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в систему ОМС) и рост экспорта товаров, производимых в России, на другие рынке, что является нереалистичным, так как никакие меры поддержки экспорта в проект документа не заложены.

В связи с вышеизложенным, Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA подготовила официальное письмо на имя Заместителя Председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича с копией Министру промышленности и Торговли РФ Денису Мантурову, Министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, Министру Экономического Развития РФ Алексею Улюкаеву, Руководителю Федеральной Антимонопольной Службы России Игорю Артемьеву с предложением пересмотреть методологию разрабатываемого Постановления Правительства РФ.

По мнению Ассоциации IMEDA, для эффективного достижения целей, заявленных в обосновании проекта Постановления Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск товаров (отдельных видов медицинских изделий), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации», необходимо сфокусировать усилия всех участников рынка и регуляторов на разработке мер стимулирующего (мотивационного), а не запретительного характера, таких как методы налогового стимулирования, ценовые преференции, создание благоприятных условий для переноса инновационных технологий в условиях защиты прав интеллектуальной собственности и открытой конкуренции.

Именно такой комплекс мер, с точки зрения всех членов Ассоциации, поможет сохранить высокую конкуренцию на рынке медицинских изделий и стремление всех участников рынка к повышению качества своих продуктов, в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами, а также будет способствовать повышению качества услуг и поддержке российского здравоохранения, максимальной доступности всего спектра медицинских изделий, необходимых для диагностики, лечения и реабилитации пациентов в России, интеграции российского рынка в глобальный на основе экономического сотрудничества и партнёрства.

Со своей стороны,  Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA готова участвовать в разработке и обсуждении такого комплекса мер со всеми заинтересованными ведомствами и экспертами отрасли, готова привлекать международных экспертов для наилучшего анализа возможных экономических, финансовых и регуляторных механизмов стимулирования развития рынка и процессов локализации и переноса технологий в Российскую Федерацию. Однако приоритетом в при рассмотрении мер, необходимых для ускорения развития российской медицинской промышленности, по мнению IMEDA, должны оставаться прежде всего интересы российских пациентов и медицинских работников, которым от российской промышленности нужны современные, качественные и безопасные медицинские изделия.

Все официальные заявления